Суэцкий канал
Сейчас трудно представить себе карту этого региона без тонкой голубой линии, соединяющей Средиземное и Красное моря. Тем не менее на протяжении веков эти моря были отделены друг от друга полосой пустыни шириной 150 км, которая заставляла корабли делать большой крюк, чтобы попасть из Атлантики в
Индийский океан. Суэцкий канал — судоходный, бесшлюзовый морской канал, соединяющий Красное и Средиземное моря. Трасса канала проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер, а также лагуну Мензала. Это одна из самых оживленных судоходных артерий в мире. Он являет собой потрясающее зрелище гигантских кораблей, скользящих по пустыне. Этот путь обслуживает сегодня 15% всех мировых торговых перевозок и свыше 20% перевозок нефти. Для снабжения зоны канала водой из Нила прорыт пресноводный канал — Исмаилия. Доход государства от пошлин за проход судов всех стран по каналу составляет ежегодно более 1,9 млрд $. Лучший способ увидеть канал — путешествие на корабле. Если это не получается, то можно предпринять небольшую поездку на поезде или на такси от Каира до Исмаилии. Жизнь на канале сосредоточена вокруг трех городов: Порт-Саида, Исмаилии и Суэца.
Проект соединения двух морей не нов. В Древнем Египте около II тыс. до н.э. был сооружен канал, соединяющий Нил и Красное море (так называемый Канал фараонов). В периоды упадка Древнего Египта канал приходил в запустение. Восстанавливался Птолемеем II (III в. до н.э.) и в римскую эпоху (носил название "Река Траяна"). После завоевания Египта арабами канал был в 642 г. вновь восстановлен, но в 776 г. его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата. Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 г. по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798-1801 гг.), не были осуществлены.
В ноябре 1869 года с большой торжественностью состоялось открытие Суэцкого канала. Впрочем, идея соединить Средиземное море с Красным не была нова Уже в VI веке до нашей эры египетский царь Нехо лелеял подобный план. В итоге он отказался от намерения проложить этот водный путь, но при попытке его осуществления погибли 120.000 рабов. Около 500 года до нашей эры, после завоевания Египта персами, царь Дарий возобновил проект и засвидетельствовал в надписи на плите, что канал он завершил. Греческий историк Геродот в V веке до нашей эры сообщал, что этот канал соединял два моря не по прямой и, чтобы пройти его, кораблю требовалось четыре дня. Он был достаточно широк для того, чтобы две лодки с тремя веслами на каждой могли плыть рядом. Вероятно, канал Дария проходил восточнее Нила и, как и сегодняшний водный путь, пересекал озеро. При римлянах канал был усовершенствован, но потом снова обмелел. Последующие поколения не поднялись до деяний своих предков. Планы времен венецианского государства, Людовика XIV и Наполеона так никогда и не осуществились.
Инженеры Наполеона заложили в проект многочисленные шлюзы, потому что, по их подсчетам, разница в уровне вод между Средиземным и Красным морями составляла 10 метров. Но и после того, как выяснилось, что это неверно, потребовалось еще много времени для осуществления постройки.
В XIX в. философы и ученые Франции, последователи Сен-Симона, стали страстными пропагандистами этого проекта, способного, по их мнению, объединить человечество в единую семью народов, избавив людей от войн. Среди тех, кто вынашивал идею создания канала, страстно ее пропагандировал и защищал как стройку будущего, особого упоминания заслуживает Бартелеми Проспер Анфантен.
Со дня празднества по поводу начала строительства и вплоть до состоявшейся через десять лет церемонии открытия работами руководил де Лессепс. Преодолеть нужно было множество трудностей. Вначале на него работали каторжники. Позднее процесс был механизирован, а условия труда улучшены настолько, что стали привлекательными и для европейской рабочей силы. Чтобы обеспечить питьем 25 000 рабочих, был сооружен специальный водопровод с пресной водой. На Средиземном море, где заканчивался канал, в буквальном смысле слова из ничего возник Порт-Саид. Оттуда надо было ездить к рабочим площадкам на юге, пока водопровод, протянутый к 1863 году, не позволил, наконец, разбить лагеря по всему маршруту. Длина готового канала была равна 161 километру, глубина - 8 метрам, а ширина по зеркалу воды - 22 метрам. Через каждые десять километров была вырыта запасная бухта. Сегодня ширина канала составляет 200 метров, и нет ни одного места, где глубина была бы менее 15 метров. По нему может пройти полностью загруженный нефтяной танкер двенадцатиметровой осадки.
|
Новости
Архив новостей
О нас
Услуги и цены
Реклама
|