Мечеть Аль-Азхар
Общие сведения
Наиболее важной мечетью в Египте считается мечеть Аль-Азхар, которая считается наиболее значительной в истории и знаменитой в мире мусульман. Она в почете у верующих. При ней действует университет, в котором преподают более 1 тыс. лет арабский язык, хадисы, литература, коранические дисциплины и т.д.
Краткая историческая справка
Историки утверждают, что мечеть была возведена в 970-972 гг. Строительство вели во времена Фатимидов. Во главе строительства был Джаухар ас-Сакали. Он был военачальником при первом халифе, и как правитель тот повелел превратить постройку в главный религиозный центр шиитского гос-ва.
Есть предположения, что мечеть строили одновременно с Каиром (новая столица Египта). Почти сразу в ней стали преподавать коранические науки, астрономию, математику, естествознание и географию. Гром грянул в 1171 г., когда город оказался захваченным войсками Салах ад-Дина. Шиитская проповедь в мечети Аль-Азхар прекратилась, а сама она перестала быть главной в Каире. Единственное, что не прекратилось – преподавание коранических дисциплин. Мамлюки получили доходы от религиозного имущества, которые пустили на реставрацию, постройку новых помещений для занятий с учениками.
В XIII веке к власти пришел султан Аз-Захире Байбарсе. Он повелел возобновить пятничную проповедь. При нем была создана библиотека, улучшилось содержание студентов и преподавателей. Именно тогда университет стал престижным учебным заведением. Упор в обучении сделали на арабскую филологию и богословские науки, а вот математика и естествознание были тогда второстепенными.
1517 г. Вхождение Египта в состав Османской империи. Состояние божьего храма и университета ухудшилось. Доходы от религиозного искусства пошли на спад, а поэтому не было денег на создание условий для преподавательской деятельности и обучения студентов. Уровень образования снизился. Некоторые религиозные школы закрылись.
На рубеже XVIII-XIX веков вновь возвращался к мечети первоначальный статус. Все стало происходить из-за деятельности Мухамада Али, который запустил реформы в области образования и культуры. Потом в девятнадцатом веке был принят закон, в соответствие с которым ввели квалификационный экзамен, чтобы учащиеся могли получить диплом международного образца. В конце XIX века модернизировали учебные программы, изменили внутренний распорядок и организационную структуру. В 1930 г. было принято решение о том, что студенты должны учить общеобразовательные предметы. К середине XX века учебное заведение вместе с мечетью стали знаменитыми, крупными, престижными, и составляли вместе единый и гигантский образовательный и религиозный комплекс.
|